News

Essays about Previous Congresses: Delhi, 2005

Lyubkin Sergey Mihailovich
Tovb Alexander Samuilovich
Ogneva Marina Aleksandrovna

Фотография организаторов .

Lyubkin S. М. — PhD in technical science, SOVNET Board Member, PMP (IPMA). A Chief Editor of «SOVNET News» magazine, an author of more than 120 scientific papers (Moscow city)

Tovb А. S. — SOVNET Vice President, IPMA National Assessor, CPM IPMA, PMI member. An Assistant Chief Editor of «Project and Program Management» magazine (Moscow city)

Ogneva М. А. — Lead Engineer Mathematician. More than 10 years she was taking part in development of the software and mathematical support for the industrial control systems of the mechanical processing complexes. (Moscow city)

The 19th World Project Management Congress IPMA 2005

The 19th World Project Management Congress was held by the International Project Management Association in the capital of India, New Delhi on November 13-18, 2005 under the slogan: “Vision to reality - the Project Management way”.

Choosing India as a host country for another World Congress was largely determined by the fact that modern India is an actively developing project-oriented country. The energy and metallurgy industries, textile manufacturing, construction, modern information and communication technologies outsourcing, large-scale development projects in education, defence and social sectors define the high degree of demand for professional project management in modern India. Nowadays, the high technology industry in India is growing at 18-20% annually which is explained particularly by the effective use of PM technologies. According to projections, this tendency will remain in the coming years.

Иллюстрации к статье .For the first time the World Congress IPMA was held outside Europe, thereby, there were more participants representing different continents among others than usual. Large PMI official delegation arrived to Delhi that included more than 30 people from Japan, numerous participants from Iceland, Australia, Republic of South Africa, Indonesia, Malaysia, South Korea, Brazil, China, and other countries. The Congress was actively attended by representatives from Russia, Kazakhstan and Ukraine.

The Congress was represented by a one-day conference of leading specialists and heads of professional organizations in project management from different countries of the world - the 15th Global Project Management Forum which was attended by more than 100 experts from 23 countries. The participation of the Minister of States for Statistics and Programme Implementation of India Mr. Oscar Fernandes in the Global Forum greatly impressed the delegates. Opening the Session, the Minister gave an interesting speech about project management development in India. The World Leaders in PM like Adesh Jain (India), Vladimir Ivanovich Voropaev (Russia), Sergey Dmitrievich Bushuev (Ukraine), David Dobkins (Australia), Roland Garris and Brigitte Shaden (Austria), Iain Fraser (PMI and PMINZ, New Zealand). David Pells and Ken Hartley (the USA), Miles Shepherd, Martin Barnes, Tom Tailor and Alan Harpham (Great Britain), Hiroshi Tanaka and Masayuki Ishikura (Japan), Otto Zieglmeier (Germany), Veikko Valila (Finland), Hari Soeparto (Indonesia), Young Min Park (South Korea), Henrik Jonsson (Sweden), and other world renowned experts represented different approaches to global project management and its development in different countries. The key issues were discussed and they were related to promotion of project management as a professional discipline on a global scale with its standardization, education, certification, research in the world project management and constructive interaction of professional organizations.

Иллюстрации к статье .The opening ceremony of the Congress was solemn. It began by lightning the sacred fire in honor of the goddess Sarasvati, the patroness of science, art and eloquence. After a short greeting from the 19th Congress Director - the IPMA President of India Adesh Jain, a comprehensive report was presented by Minister of Finance Mr. Palaniappan Chidambaram. Dr. Karan Singh who is an outstanding Indian thinker, philosopher, writer, orator, diplomat, and political leader made a vivid and remarkable presentation that described his own 7-steps approach in project management. Finally, the Minister of States for Statistics and Programme Implementation of India Mr. Oscar Fernandes made a speech. He was given the honor to present the highest personal awards to nine of the most outstanding professionals for their personal contribution to the development and promotion of project management in the world for the first time in IPMA history. We are particularly pleased that one of the awarded members is a founder and an irreplaceable president of SOVNET, an academician Vladimir Ivanovich Voropaev. The opening ceremony ended with warm congratulations to the awarded experts and numerous keepsake pictures. More than 1,3 thousand people from 62 countries took part in the Congress. More than 150 reports, more than 10 group discussions (panel discussions) and round tables were organized within twelve thematic sections and two plenary meetings. The Congress materials are very informative and deserve to have thorough analysis that requires a lot of time and effort. We are going to prepare publication in the magazine that will reflect the analysis of the status and development tendences of modern project management based on presented reports. Probably, we will dedicate one or two issues of the magazine especially for the Congress.

Иллюстрации к статье .

All submitted reports can be divided into two big groups by thematic focus:

1) Informal Aspects of PM:

  • practical achievements;
  • human relationships and psychological aspects of PM;
  • professional competence and certification;
  • information systems in PM, different aspects in project implementation, project management tools.

2) Formal Aspects of PM:

  • risk management issues;
  • program software models;
  • decision support models, multi projects In the companies;
  • monitoring and coordination of project programs and portfolios, strategic management;
  • reallocation of the resources among projects;
  • development of methods and algorithms in PM.

In this issue of the magazine we begin to publish the articles related to the materials from the best presentations on the Congress.
In the context of this article, it is impossible to mention every report that deserves attention. Therefore, we shall focus on those that we believe are the most curious. For example, the presentation made by a group of Russian and Israeli researchers V.I. Voropaev, S. M. Lyubkin, D. I. Golenko-Ginzburg, A. Ben-Yair: «Multi-parametric Optimization in Project Management» was the most informative from a scientific point of view and, additionally, was unanimously recognised in the Congress. That presentation attracted a lot of attention and generated lively discussion.

The report «Processes and Projects: There and Back Again» by G. L. Tsipes and A.S.Tovb focused on the analysis of possibilities of combination of process and project approaches in organization of the company activity and its harmonization in consulting practice. Despite the fact that on the Congress there were two more similar presentations related to the topic (one of them was a very comprehensive and extensive report of Roland Garris that accumulated wide audience), brilliant performance of A.S. Tovb aroused genuine interest and warmth in the attendees.

Иллюстрации к статье .The audience was greatly impressed by the speech of our Ukrainian colleague S. K. Chernov dedicated to establishment of scientific innovative centers in the biggest modern high-tech scientific-industrial complex of the gas turbine manufacturing «Zorya» – «Mashproekt» in Nikolaev city (S.K. Chernov’s article based on the materials from the conference can be read in this issue of the magazine). Renowned project communications specialist Carol Dekkers (the USA) presented a brilliant report the topic of which can be translated as «Setting Up The Project Communication is a Key to Maximum Success of The Project».

Иллюстрации к статье . Helen Cook’s presentation (the USA) was very compelling and useful. It was dedicated to practical experience of using maturity model OPM3 (the article related to the report will be published in one of the nearest issues of the magazine). As at several previous World Congresses IPMA, the audience was highly impressed by the reports of Japanese colleagues, particularly, one of the heads of IBM Japan Akira Tominagi (the report «Developing Excellence in IT Project Management»). The articles based on the outstanding report of the acknowledged world guru in PM Hiroshi Tanaka and the presentation materials of one of his students and followers Yuji Kishira will be published in the next issues of the magazine.
It is worth mentioning the joint report of well-known experts - David Pells (the USA) and Vladimir Mihailovich Miheev (Russia) where they presented a new paradigm of modern project management - the «third wave» understanding of which reveals new horizons in development and application of project management in current conditions.

Highly impressive speech was given by a representative of Siemens company that reflected how project management in a big modern multinational corporation can be and should be organized, its role and place, and, most importantly, — what specific results can be achieved by its implementation.
Main conclusions of the Congress substantial part can be tentatively formulated as:

  • project management is becoming more practical discipline;
  • scopes, limits and practical application of PM are expanding;
  • the influence of informal factors in PM is increasing, the «third wave» in project management is becoming more developed and recognized in the world;
  • PM trajectory in the world is shifting to the east (to Asia, Asia-Pacific region).

The Congress allowed us to develop and strengthen international contacts, to find more potential authors for publishing articles in our magazine. The agreement was reached about the participation of the IPMA, PMI and other associations colleagues in the next International Project Management Conference in Russia that we are planning to host in 2007 and dedicate it to the celebration of the 15th SOVNET anniversary, additionally, it was achieved about other joint events.

Special mention deserves to receive the presentation and conferment ceremony of the international IPMA «The Best Project of the Year» award for achieving excellent results in project management that is given to the best projects and their teams. Certainly, ceremonial award on the Congress is the «top» of a complex nomination process that also includes careful selection and multistage objective evaluation of applicants using the EFQM model (developed by the German Project Management Association), carried out by 120 specially trained assessors from 20 national associations. There were considered nine applicants from Austria, Germany (three projects), China and Switzerland. It was difficult to predict the winner among introduced projects. For instance, many people believed that the Siemens company project about the transport system development in Bangkok, Thailand or the Volkswagen project about turning the Braunschweig branch into a project-oriented company will be the leader, however, the victory was achieved by ONGC - Indian oil and gas corporation for the full-fledged implementation of the ERP system project. That, naturally, enthused numerous Indian participants and almost certainly would facilitate further promotion of project management in India.

The closing ceremony of the Congress was entertaining. The participants were highly attentive to intrinsically deep speech of the world famous philosopher, thinker and futurologist, member of the famous Club of Rome, founder and president of the Club of Budapest, Professor Ervin Laszlo. After, Chinese colleagues gave a speech about the Shanghai Congress 2006 and passing on the symbolic flame that marked the ending of the 19th World Congress and the beginning of the preparations for the 20th.

Congress participants used the festive atmosphere not only for enriching their knowledge, experience and further professional development, but also for communication with the colleagues, not only making useful contacts but also simply interesting acquaintances. The casual atmosphere in the Congress brought together a big group of participants that felt more comfortable and pleasant talking in Russian than in English, however, it didn’t interfere communication with other guests there. No doubts that group included former citizens of the USSR that were our colleagues from Russia, Ukraine, Kazakhstan, Latvia, Israel, the USA, also, our colleagues from Bulgaria joint us as well.

The 40th anniversary of the IPMA was solemnly celebrated during the Congress. The reception was organized in «paradise» gardens of the «Tivoli» hotel. The guests were welcomed by the painted elephant with «IPMA — 40 years» written on its side. Festive performance was entertaining. The world renowned experts showed themselves in a new light as performers. An ex-president and an ex-chairman of the IPMA Council of Delegates Martin Barnes and Klaus Pannenbaecker presented an amusing performance: IPMA history in dances and songs.

Maxilinda Salach (ex-president of GovSIG PMI) performed two unforgettable ballet dances. A huge jubilee cake decorated with flags of all participant countries was a worthy end of the evening.

The most fascinating, entertaining and educational program was offered to the Congress members. Many of them brought children and didn’t regret about it. India is a country with specific charm that makes you want to get back there again and again.

Иллюстрации к статье . Every evening one of the program’s part was dedicated to Indian classic and folk dances accompanied with fabulous sound of Hindi songs, well-known and loved by many Soviet people from their childhood with Indian movies. No doubts one of the most vivid memories remains attendance of the classic Indian ballet based on the ancient legends of Ram.
Everything that Congress guests have encountered with in India was delightful and unique. Everybody was pleased trying exotic Indian cuisine, many people bought items made of excellent Indian materials — cashmere, cotton, silk, not to mention, sandalwood and ivory gifts, products with famous Indian gems, finally, world-known handmade silk carpets.

Only lack of time could prevent the guests from getting acquainted with the "land of colors and beauty" Rajasthan, visiting the capital of the great Mughal dynasty Agra the "city of palaces" or the capital of the Rajput princes - Jaipur. However, "the eighth miracle of the world" - the famous "crown of palaces", the greatest monument of love Taj Mahal was certainly visited by everyone. The busiest participants found time to attend an excursion to the "capital of seven empires", the multifaceted and unique city — Delhi. The time for the Congress was chosen on purpose climatically perfect for the tourism and recreation, so it was possible to get some rest after the Congress visiting one of the world's most beautiful resorts — the Goa island, "the tropical kingdom of heavenly blue and green colors", spread on the western coast of India along the Arabian Sea.

Иллюстрации к статье .Organization of the 19th World Congress in Delhi was excellent. The «host» of the Congress, the president of the IPMA association Adesh Jain and his team went an extra mile for the participants and guests, deserving the warmest appreciation and setting a new quality benchmark for all future congresses.
The Congress in Delhi was memorable for all its participants by new interesting acquaintances and meeting with old friends, by touching the unique ancient and modern Indian culture. We hope to have new meetings and creative achievements in Shanghai in 2006.

Новости

Очерки о прошедших Конгрессах: Дели, 2005 год

Любкин Сергей Михайлович
Товб Александр Самуилович
Огнева Марина Александровна

Фотография организаторов .

Любкин С. М. — к. т. н., член Правления СОВНЕТ, PMP (IPMA). Главный редктор журнала «Новости СОВНЕТ», автор свыше 120 научных работ (г. Москва)

Товб А. С. — вице президент СОВНЕТ, национальный асессор IPMA, CPM IPMA, член PMI. Заместитель главного редактора журнала «Управление проектами и программами» (г. Москва)

Огнева М. А. — ведущий инженер математик. Более 10 лет участвовала в создании программно математического обеспечения систем управления производственными комплексами механообработки (г. Москва)

19-Й Всемирный Конгресс по управлению проектами IPMA 2005

В столице Индии Нью Дели 13–18 ноября 2005 г. Международная ассоциация управления проектами (IPMA) провела 19-й Всемирный Конгресс по управлению проектами под девизом: «От видения к реальности — путь управления проектами».

Выбор Индии в качестве страны проведения очередного Всемирного Конгресса во многом был определен тем, что современная Индия — активно развивающаяся проектно-ориентированная страна. Энергетика, металлургия, текстильная промышленность, строительство, аутсорсинг в области современных информационно-коммуникационных технологий, масштабные проекты развития в образовании, в оборонной и социальной сферах определяют высокую степень востребованности профессионального управления проектами в современной Индии. В настоящее время прирост высокотехнологичного сектора Индии составляет 18–20% ежегодно, что объясняется, в частности, эффективностью использования технологий УП. Согласно прогнозам, эта тенденция сохранится и в ближайшие годы.

Иллюстрации к статье .Впервые Всемирный Конгресс IPMA проходил за пределами Европы, благодаря чему среди участников было больше, чем обычно, представителей других континентов. В Дели приехала большая официальная делегация PMI, более 30 человек из Японии, многочисленные участники из Исландии, Австралии, ЮАР, Индонезии, Малайзии, Южной Кореи, Бразилии, Китая и других стран. В работе Конгресса приняли активное участие представители России, Казахстана, Украины.

Представляла Конгресс однодневная конференция ведущих специалистов и руководителей профессиональных организаций по управлению проектами из разных стран мира — 15-й Глобальный форум по управлению проектами, в котором приняли участие более 100 специалистов из 23 стран мира. Большое впечатление на делегатов произвело участие в работе Глобального форума министра статистики и внедрения программ Индии г-на Оскара Фернандеса. Министр, открывая заседание, выступил с интересным докладом о развитии управления проектами Индии в Индии. Мировые лидеры в области УП, такие как Адеш Джейн (Индия), Владимир Иванович Воропаев (Россия), Сергей Дмитриевич Бушуев (Украина), Дэвид Добкинс (Австралия), Роланд Гаррис и Бригитта Шаден (Австрия), Йен Фрейзер (PMI и PMINZ, Новая Зеландия), Дэвид Пеллс и Кен Хартли (США), Майлз Шефферд, Мартин Барнс, Том Тэйлор и Алан Харпхам (Великобритания), Хироши Танака и Масаюки Ишикура (Япония), Отто Зигельмайер (Германия), Вейкко Вялила (Финляндия), Хари Соепарто (Индонезия), Йонг Мин Парк (Южная Корея), Хенрик Йонсон (Швеция) и другие всемирно известные специалисты представили различные подходы, касающиеся как глобального управления проектами, так и его развития в разных странах. Обсуждались ключевые вопросы, связанные с продвижением управления проектами как профессиональной дисциплины в глобальном масштабе, со стандартизацией, образованием, сертификацией, исследованиями в области мирового проектного управления и конструктивным взаимодействием ведущих профессиональных организаций.

Иллюстрации к статье .Церемония открытия конгресса прошла торжественно. Началась она зажжением священного огня в честь богини Сарасвати — покровительницу наук, исскуств и красноречия. После краткого приветствия директора 19-го Конгресса — президента IPMA Индии Адеша Джейна — с обстоятельным докладом выступил министр финансов г-н Паланиаппан Чидамбарам. Ярким и интересным был доклад доктора Карана Сингха — выдающегося индийского мыслителя, философа, писателя, оратора, дипломата и политического лидера, рассказавшего о собственном семишаговом методе управления проектами. В заключение выступил министр статистики и внедрения программ Индии г-н Оскар Фернандес, которому была предоставлена честь впервые в истории IPMA вручить высшие персональные награды девяти самым выдающимся профессионалам за их личный вклад в развитие и продвижение управления проектами в мире. Нам особенно приятно, что одним из награжденных является основатель и бессменный президент СОВНЕТ академик Владимир Иванович Воропаев. Церемония открытия закончилась теплыми поздравлениями награжденных и многочисленными фотографиями на память. В Конгрессе приняли участие более 1,3 тыс. человек из 62 стран мира. На двенадцати тематических секциях и двух пленарных заседаниях было представлено более 150 докладов, организовано более десяти групповых обсуждений (так называемых панельных дискуссий) и круглых столов. Материалы Конгресса очень содержательны и заслуживают тщательного анализа, который потребует много времени и усилий. Мы собираемся подготовить для публикации в журнале анализ состояния и тенденций развития современного менеджмента проектов по представленным докладам. Возможно, мы специально посвятим Конгрессу один или два номера.

Иллюстрации к статье .

По тематической направленности все представленные доклады можно разделить на две большие группы:

1) неформализованные аспекты УП:

  • практические достижения;
  • человеческие взаимоотношения и психологические аспекты УП;
  • профессиональная компетентность и сертификация;
  • информационные системы в УП, различные аспекты реализации проектов, инструменты деятельности менеджеров проектов;

2) формализованные процедуры УП:

  • аспекты управления рисками;
  • модели программного обеспечения;
  • модели поддержки принятия решений, мультипроекты в компаниях;
  • мониторинг и координация программ и портфелей проектов, стратегическое управление;
  • перераспределение ресурсов между проектами;
  • развитие методов и алгоритмов УП.

В этом номере мы начинаем публиковать в журнале статьи, подготовленные по материалам лучших докладов Конгресса.
В рамках данной статьи невозможно упомянуть обо всех докладах, заслуживающих внимания. Остановимся на самых, на наш взгляд, интересных. Наиболее содержательным с научной точки зрения на конгрессе единодушно был признан доклад группы российских и израильских ученых В. И. Воропаева, С. М. Любкина, Д. И. Голенко-Гинзбурга, А. Бен-Яира «Мультипараметрическая оптимизация в управлении проектами». Доклад привлек большое внимание и вызвал активное обсуждение.

Доклад Г. Л. Ципеса и А. С. Товба «Процессы и проекты — туда и обратно» посвящен анализу возможностей совмещения процессного и проектного подходов к организации деятельности компании и их гармонизации в практике консалтинга. Несмотря на то что на Конгрессе были представлены еще два сходных по теме доклада (одним из них был очень обстоятельный и глубокий доклад Роланда Гарриса, собравший широкую аудиторию), яркое выступление А. С. Товба вызвало неподдельный интерес и теплый прием у слушателей.

Иллюстрации к статье .Большое впечатление на слушателей произвел доклад нашего украинского коллеги С. К. Чернова, посвященный созданию научных инновационных центров в крупнейшем современном высокотехнологичном научно-производственном комплексе газотурбиностроения «Зоря» – «Машпроект» в г. Николаев (статью С. К. Чернова, подготовленную по теме доклада, можно прочитать в этом номере журнала). Известный специалист по проектным коммуникациям Кэрол Деккерс (США) выступила с ярким докладом, название которого можно перевести как «Настройка проектных коммуникаций — залог максимального успеха проекта».

Иллюстрации к статье . Очень интересным и полезным было выступление Хелен Кук (США), посвященное практическому опыту применения модели зрелости OPM3 (статья, подготовленная по материалам доклада, появится в одном из ближайших номеров журнала).
Как и на нескольких последних Всемирных Конгрессах IPMA, огромное впечатление на слушателей произвели доклады японских коллег, в частности, одного из руководителей IBM Japan Акиро Томинаги (доклад «Достижение совершенства в менеджменте IT проектов»). Статьи, подготовленные по теме блестящего доклада признанного мирового гуру в области УП Хироши Танаки и по материалам выступления одного из его учеников и последователей Юкио Киширы будут опубликованы в следующих номерах журнала.

Следует также отметить совместный доклад известных специалистов — Дэвида Пеллса (США) и Владимира Николаевича Михеева (Россия), в котором они представили новую парадигму современного менеджмента проектов — «третью волну», понимание которой раскрывает новые горизонты в развитии и применении менеджмента проектов в современных условиях.
Очень внушительным был доклад представителя фирмы Siemens, показавшего, как может и должно быть поставлено управление проектами в крупной современной транснациональной корпорации, его роль и место, а главное — к каким конкретным результатам приводит его внедрение.

Основные выводы по содержательной части Конгресса можно предварительно, на наш взгляд, сформулировать так:

  • управление проектами становится все более практической дисциплиной;
  • рамки, границы и области практического применения УП расширяются;
  • увеличивается значение в УП неформализуемых факторов, «третья волна» в менеджменте проектов становится более развитой и признанной в мире;
  • вектор развития УП в мире смещается на восток (в Азию, Азиатско-Тихоокеанский регион).

Конгресс позволил нам развить и упрочить международные контакты, найти большое количество потенциальных авторов статей для публикации в нашем журнале. Была достигнута договоренность об участии коллег из IPMA и PMI и других ассоциаций в грядущей Международной конференции по управлению проектами в России, которую мы планируем провести в начале 2007 г. и посвятить празднованию 15-летия СОВНЕТ, а также о многих других совместных мероприятиях.

Отдельных слов заслуживает процедура представления и вручения международной награды IPMA «Лучший проект года» за достижение высших результатов в управлении проектами, которой удостаиваются лучшие проекты и их команды. Разумеется, торжественное награждение на Конгрессе — это «вершина» сложного процесса выдвижения, тщательного отбора и многоэтапной объективной оценки претендентов по модели EFQM (разработка Ассоциации управления проектами Германии), осуществляемого 120 специально подготовленными асессорами из 20 национальных ассоциаций. Рассматривались девять претендентов из Австрии, Германии (три проекта), Индии (три проекта), Китая и Швейцарии. Среди представленных проектов сложно было предугадать победителя — например, многим казалось, что выиграет проект фирмы Siemens по созданию транспортной системы в столице Таиланда Бангкоке или проект Volkswagen по превращению отделения в Брауншвейге в проектно-ориентированную компанию, однако победа досталась ONGC — индийскому топливно-энергетическому «гиганту» за проект полномасштабного внедрения ERP системы. Это, разумеется, вызвало энтузиазм многочисленных индийских участников Конгресса и наверняка будет способствовать дальнейшему продвижению управления проектами в Индии.

Увлекательно прошла церемония закрытия Конгресса. С большим вниманием участники слушали глубокое по своему смыслу выступление всемирно известного философа, мыслителя и футуролога, члена знаменитого Римского клуба, основателя и президента Будапештского клуба профессора Эрвина Ласло. Китайские коллеги провели презентацию шанхайского Конгресса 2006 г., а передача символического огня ознаменовала окончание 19-го Всемирного Конгресса и начало работы по подготовке 20-го.

Участники Конгресса использовали праздничную атмосферу не только для обогащения своих знаний и опыта, дальнейшего профессионального развития, но и для общения с коллегами, завязывания не только полезных контактов, но и просто интересных знакомств. На Конгрессе собралась большая группа участников, которым общаться в неформальной обстановке на русском языке было удобнее или просто приятнее, чем на английском, что, впрочем, не мешало общению и с другими гостями Конгресса. Конечно, в эту группу входили наши коллеги — бывшие граждане СССР из России, Украины, Казахстана, Латвии, Израиля, США, присоединились к нам и коллеги из Болгарии.

В рамках Конгресса было торжественно отпраздновано сорокалетие IPMA. Прием был организован в «райских» садах отеля «Тиволи». При входе гостей встречал раскрашенный слон, на боку которого было написано «IPMA — 40 years». Весьма забавным было праздничное представление. Всемирно известные специалисты показали себя в неожиданном для многих качестве — как артисты. Экспрезиденты и экспредседатели Совета делегатов IPMA Мартин Барнс и Клаус Панненбеккер представили забавную постановку — историю IPMA в танцах и песнях.

Максилинда Салак (экспрезидент GovSIG PMI) исполнила два незабываемых балетных номера. Достойным завершением вечера стал огромный юбилейный торт, украшенный флагами всех стран участников.

Участникам Конгресса была предложена интереснейшая развлекательно-познавательная программа. Многие привезли с собой детей и не пожалели об этом. Индия — страна с особым очарованием, хочется возвращаться туда снова и снова.

Иллюстрации к статье . Каждый вечер одним из пунктов программы были индийские классические и народ ные танцы под сказочное звучание песен на хинди, известных и любимых с детства многими советскими людьми по индийским фильмам. А посещение спектакля классического индийского балета по мотивам древних сказаний о Раме наверняка останется одним из самых ярких воспоминаний.
Все, с чем гости Конгресса столкнулись в Индии, восхитительно и неповторимо. Все с удовольствием пробовали необычные блюда индийской кухни, многие купили себе изделия из замечательных индийских материалов — кашемира, хлопка, шелка, не говоря уже о подарках из сандала, слоновой кости, изделиях со знаменитыми индийскими самоцветами, известных во всем мире шелковых коврах ручной работы.

Только недостаток времени мог помешать гостям познакомиться с «землей красок и красоты» — Раджастаном, побывать в столице династии Великих Моголов Агре или в «городе дворцов», столице раджпутских князей — Джайпуре, но «восьмое чудо света» — прославленный «венец дворцов», величайший памятник любви Тадж Махал наверняка посетили все. На экскурсию по «столице семи империй» — неповторимому многоликому городу Дели нашлось время даже у самых занятых. После завершения Конгресса можно было немного отдохнуть на одном из красивейших мировых курортов — Гоа, «тропическом царстве небесной синевы и зелени», раскинувшемся на западном побережье Индии вдоль Аравийского моря, тем более что время проведения Конгресса было специально выбрано климатически идеальным для туризма и отдыха.

Иллюстрации к статье .Организация 19го Всемирного Конгресса в Дели была превосходной. «Хозяин» конгресса, президент ассоциации IPMA Адеш Джейн и его команда сделали все возможное и невозможное для участников и гостей и заслужили самые горячие благодарности, установив новый эталон качества для всех последующих конгрессов.
Конгресс в Дели запомнился всем участникам и новыми интересными знакомствами, и встречами со старыми друзьями, и прикосновением к уникальной древней и современной индийской культуре. Мы надеемся на новые встречи и творческие достиже ния в 2006 г. в Шанхае.

Материал подготовлен совместно с журналом "Управление проектами и программами", Издательский дом "Гребенников"